Методическая копилочка

Чтобы лучше запомнить:






Проектная деятельность
(в проектной деятельности обязательно должен быть продукт - творчески оформленное наглядное подтверждение выполненной работы )
Структура проекта: введение, основная часть, заключение.
Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.
1. Выбор темы.
 Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.
 Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
*Что мне интересно больше всего?
 *Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
2. Формулировка темы проекта.
 Примеры тем: «Свойства воды», «Язык и речь – это одно и то же?», , «Вред или польза от газированной воды»    и  др.
3. Определение цели проект
 Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.
 Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: 
зачем нам нужен этот проект?
 Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».
4. Постановка задач проекта
 Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.
 В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
 Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».
5. Высказать одну или несколько гипотез
Гипотеза (греч. ) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».
Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место.
6. Основная часть – описание поэтапного решения задач. Можно использовать фразы – клише:
Я начал свою работу с того, что …
Потом я приступил к …
Я завершил работу тем, что …
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …
План моей работы был нарушен, потому что …
Мне удалось достичь цели проекта, потому что …
7. Заключение- часть в которой нужно подвести итоги работы, перечислив, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Предоставить продукт своего проекта
8.Литература


Формы продуктов проектной деятельности:

справочник; газета; журнал; альбом; памятка;
гербарий; карта;
экскурсия;
игра; сценарий праздника;
костюм; макет; модель;  сувенир;
мультимедийный продукт;
учебное пособие ;
опрос, анкетирование, эксперимент, анализ документов и материалов и др.

Требования к оформлению текстового варианта проектной работы: 

Структура
Требования к содержанию
1. Информационный раздел
    1.1. Титульный лист
·                          Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).
  • Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).
  • Область  научных знаний, рассмотренных в проекте.
  • Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа).
  • Данные о руководителе.
  • Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).Название населенного пункта и год написания (внизу по центру).
     1.2. Оглавление
   Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.
2. Описание работы
    2.1. Введение
·            Актуальность выбранной темы.
  • Проблема.
  • Цель проекта.
  • Задачи, поставленные для реализации проекта.
  • План (содержание) работы.
   2.2. Описание проектной работы и ее результаты
·            Теоретическая часть
  • Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)
  • Назначение и применение проекта.
  • Выводы  
  • Список использованной литературы, электронные адреса.
  • Приложение ( фото,рисунки, схемы, таблицы, диаграммы).  
3. Рефлексия деятельности
·            Оценивание степени достижения поставленных целей.
  • Оценивание  качества результатов.
  • Приобретенные умения, знания, навыки. 

Требования к презентации

Параметры оценивания презентации ученика
Критерии оценивания
Композиция, ее монтаж
- Интригующее начало.
- Нарастание темпов событий.
- Полный калейдоскоп событий.
Содержание
- Содержание раскрывает цель и задачи исследования.
Информация
- Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).
- Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса).
- Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).
- Отсутствие неопределенности, неоднозначности.
- Современность источника.
- Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса).
Текст
- Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе).
- Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).
- Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).
- Однозначность (единое толкование текста различными учащимися).
- Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально
кратким и не содержать ничего лишнего).
- Завершенность (содержание каждой части текстовой информации
логически завершено).
- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Оформление
- Заголовки привлекают внимание.
- Использование коротких слов и предложений.
- Наличие иллюстраций по заданной теме.
- Текст легко читается на фоне презентации.
- Используются анимационные эффекты.
- Все ссылки, анимационные эффекты работают.
- Использование для фона слайда тона приятного для глаз зрителя.
- Соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации.
- Использование единого стиля оформления.
- Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста).
- Отсутствие острых углов у фигур, «рванных» и изломанных линий.
- Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайда.
- «Читаемость» шрифта.
- Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней).
- Объем информации на слайде (не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений); наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде).
- Объем презентации (презентация в среднем должна содержать около 12 файлов).

Требования к буклету:

1.      Содержание раскрывает цель и задачи исследования.
2.      Размещены наиболее важные сведения.
3.      Краткость изложения информации.
4.      Достоверность информации.
5.      Лаконичность текста.
6.      Завершенность.
7.      Доступность текста.
8.      Наличие ссылок, сведений о происхождении информации.
9.      Разумная достаточность эффектов для привлечения внимания.
10.  Объем информации.
11.  Правильно подобранные шрифты.
12.  Использование дополнительных заголовков для легкости чтения.
13.  Наличие иллюстраций по теме.
14.  Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
15.  Указание автора и руководителя проекта.
16.  Наличие названия проекта, учебного заведения, населенного пункта.
17.  Эстетичность оформления.

Памятка для защиты проектов:

1. Я подготовил проект на тему....
2.  В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….
3. В ходе проекта я решил проблему...
4.Для своего проекта отобрал материал.....
5. Использовал такую литературу....
6. Продукт моего проекта....
7. Я хочу рассказать о.....
8.На рисунке (фото) изображено.....
9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому  что....
10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....
11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)
12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что.... 

ОБРАЗЕЦ ПРОЕКТА № 1:

Тема: «Жизненное пространство»
Получить представления о жизненном пространстве как о важном факторе среды.
Проверить гипотезу:
Чем гуще – тем лучше.

Задачи: ¢Влияет ли пространство на скорость роста?
¢Имеет ли перенаселённость значение для других растений, людей?
¢Научиться выращивать горох, лук, учитывая их требования в необходимости определённого жизненного пространства и научить своих одноклассников – юных огородников.
Я узнала о правилах посева горошка в открытом грунте. А можно ли вырастить горошек в ёмкости на окне?
Посеять гуще,чем описано в литературе.
Анкетирование в классе «Выращивают ли одноклассники лук и горох?»
Имеют огороды  26 семей - 81,2%
Выращивают горох 24 семьи - 92,3%
Выращивают лук 26 семей - 100%
Помогают родителям 26 учащихся - 100%
Знают как правильно посеять горох 4 ученика - 15,3%
Знают как правильно посадить лук 13 учеников - 50%
¢Рассказали о правилах посева гороха и правилах посадки лука - севка
¢Провели второе анкетирование. Все 26 человек хотят помочь посеять горох и посадить лук весной вместе с родителями.
Вывод: Надо обязательно исследовать роль жизненного пространства как важного фактора среды

                1 стакан - 1 горошина                                      1 ящик - 1 луковица
                2 стакан - 2 горошины                                      2 ящик - 2 луковицы
                3 стакан - 4 горошины                                      3 ящик - 4 луковицы
Вывод: Где было больше горошин, больше ушло воды на набухание.
На 3-й день стали прорастать горошины и лук
График роста гороха и лука
Где горох растёт быстрее всех?
  В стакане №1
 Где быстрее всех растёт лук?
 В ящике №1
ВЫВОД:
благоприятное пространство в стакане для роста 1 горошины и в ящике для роста  1 луковицы.
Где горох растёт медленнее всех?
 
В стакане №3
 Где лук растёт медленнее всех?
 
В ящике №3
ВЫВОД: недостаточное пространство для роста 4 горошин, 4 луковиц. Меньше питание, хуже рост.
Где горох занимает промежуточное положение?   В стакане №2
Где лук занимает промежуточное положение?  В ящике №2
ВЫВОД:
не хватает пространства в ящике для каждой горошины и для каждой луковицы: для 1 горошины и для 1 луковицы
¢Пространство влияет на скорость роста гороха и лука. Каждое растение должно получать определённое питание из почвы.
¢Ещё на различную скорость роста может повлиять свет, тепло, подкормка, полив, уход.
Мы думаем, что перенаселённость имеет значение и для других растений, а также для людей. 
ВЫВОДЫ: На перемене выходить из класса, проветривать, озеленить, проводить влажные уборки, по возможности уменьшить количество учащихся.
Выводы и предложения.
üЖизненное пространство – важный фактор среды.
üГипотеза «Чем гуще, тем лучше» получила отрицательное подтверждение.
üНадо соблюдать правила посадки на определённой площади.
üОдноклассники получили памятки «Соблюдай правила посадки в определённом пространстве»
Продукт: ящик с ростками  лука и стакан с ростками гороха.
              ОБРАЗЕЦ ПРОЕКТА № 2:
СЕМЕЙНЫЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Живая аптека»
Содержание:

1.                  Титульный лист 
2.                Обоснование моего выбора  
3.                Цель 
4.                Основная часть  
5.                Заключение 
6.                Информационные ресурсы  
Обоснование моего выбора:

          В природе нет растений, бесполезных для человека.
    Оказывается , все растения, от больших деревьев до очень маленьких травиночек, могут сослужить человеку добрую службу. И особенно много среди них растений-лекарей.
   Разные растения обладают различными лечебными свойствами. Одни помогают от кашля, другие от болезней сердца, третьи снимают усталость...Обо всех этих свойствах издавна знают в народе. Их очень тщательно исследуют и учёные. Не случайно о лекарственных растениях написано  множество книг.
   Есть сады, которые (вместе с такими ценными ягодниками, как облепиха и актинидия, малина и арония, шиповник и боярышник, ирга и лимонник) по праву можно назвать именно живой аптекой.
  Лекарственные растения  - наши верные друзья!

1)Выбор исследования:
Тема моего исследования: «Живая аптека».

2) Актуальность  и выбор темы исследования определены следующими факторами:

        несмотря на что сейчас в аптеке очень много современных лекарственных препаратов, растения продолжают занимать важное место среди лекарств у нас дома;
        целебные свойства растений используются в современной медицине;
        с мая по сентябрь при  лечении  небольших порезов, ушибах, ссадинах, фурункулах можно воспользоваться подорожником, мать и мачехой, календулой или крапивой. 

 3)  Цель моего исследования:

1.                Выяснить, что такое лекарственные растения и где их можно найти?
2.                Почему растения лечат?
3.                Какие части растений можно использовать и когда лучше делать заготовки?
4.                Провести анкетирование среди одноклассников, и узнать ответ на вопрос: «Есть ли у вас дома на подоконнике  лекарственное растение?»
5.                Ответить на главный вопрос : « Лечиться с помощью лекарственных растений – это хорошо или всё же лучше пить таблетки?»
6.                Изучить особенности строения цветов.
7.                Вырастить лекарственное растение на подоконнике.

4)Предполагаемый результат:

       После завершения проекта, я смогу: вырастить и правильно использовать растение; оценить на сколько полезное и вкусное лечение лекарственными растениями; вырастить в комнате своего доктора. Узнать о том, как природа может помочь мне сохранить и укрепить здоровье.
        
Ход исследования:
Выяснить, что такое лекарственные растения
 и где их можно найти?
      ЛЕКАРСТВЕННЫЕ  растения – это растения используемые главным образом для лечения и профилактики болезней (напр., противовоспалительные, жаропонижающие средства). Для лечения внутренних и наружных заболеваний на Руси охотно использовали прикладывание растений и приём их внутрь (например, прикладывали капусту, лён, горчицу, орешник или   пили их соки).   Наиболее широко лекарственные растения представлены в народной медицине. В качестве лекарственных растений в начале 21 века широко используются аир, алоэ, брусника, девясил, зверобой, календула, клюква, малина, мать-и-мачеха, мята, облепиха, подорожник, ромашка, солодка, тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие.
     Мы привыкли видеть их в засушенном виде, упакованные в коробки или герметичные пакетики, и к сожалению,  мало кто знает, что многие лекарственные растения произрастают в саду.
     В ходе этого исследования я узнал много нового и интересного. Я научился  отличать полезные растения от сорняков,узнал как правильно их собирать, сушить,  а также использовать. Благодаря этому проекту я стал внимательнее относиться к растениям. Ведь у каждого под ногами ценные помощники.
       А ещё лекарственные растения живут у нас на подоконнике. Оказывается, растения оздоравливают микроклимат закрытых помещений: выделяют кислород, очищают воздух от микробов и пыли. Аромат может улучшить самочувствие. Растения, испаряя влагу с поверхности листьев, увлажняют сухой воздух квартир. Они создают в помещении микроклимат, благоприятный для человека.
    Цветы не только радуют глаз, но и лечат. Например,  алоэ можно использовать и в качестве первой помощи при ушибах, укусах насекомых, легких ожогах. Рекомендуется каланхое при мигренях, кашле, болезнях желудка, печени, гриппе. Золотой ус отличное лекарство для лечения панкреатита, сахарного диабета, туберкулеза. Применение Золотого уса приводит к полному излечению от астмы. прекрасно лечит кожные заболевания и многие другие болезни.
  Наиболее выражен противомикробный эффект бегонии, примулы, фикуса, гераней и других комнатных растений.
      Ароматы растений воздействуют на центральную нервную систему. Вдыхание аромата герани успокаивает, улучшает сон, снижает давление.
    Значительный бактерицидный эффект дают аглаонема, китайская роза, комнатный виноград.


Для дальнейшего исследования я выбрали календулу.

Календула лекарственная (ноготки) (calendula officinal is L) - однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных, достигающее высоты 40—60 см. Стебель ветвистый, мягкоопушенный, ребристый. Листья очередные, цветки золотисто-желтые или оранжевые, собранные на верхушке стеблей в корзиночные соцветия диаметром 3 — 5 см. Запах цветов — ароматный, цветет все лето, начиная с июня, семена созревают в августе. Родина культуры — центральная и южная Европа и средняя Азия. В России культивируется как декоративное и лекарственное растение. Иногда растение дичает, но в диком виде на территории России почти не встречается.
      Календула хорошо растет на влажных, открытых, солнечных местах.
Лекарственным сырьем являются цветочные корзинки. Цветки ноготков собирают все лето, по мере раскрытия не менее половины язычковых цветков у немахровых сортов. Перерыв между сборами корзинок может быть 2—5 дней; за лето проводят от 10 до 20 сборов. Срезают корзинки у основания цветоноса, выщипывают из них язычковые цветки. Сырье немедленно после сбора (не позже 4 часов) сушат в затемненных местах или в сушилках, часто переворачивая. При сушке в сушилке температура в ней не должна превышать 40—45 °С. Сушку заканчивают, когда корзинки распадаются при легком нажатии пальцев. Сушеные цветки хранят не более 1 года.


Полезные свойства календулы известны с древности. Ее использовали при лечении различных заболеваниях кожных покровов, а также для заживления всевозможных ран. Уже тогда люди считали, что растение способно излечить рак. И уже в современном мире эта способность была с успехом доказана. Применение календулы для лечения раковых опухолей сейчас считается целесообразным.
Только один взгляд на эти цветы улучшает настроение. Широко применяется календула в кулинарии, народной медицине, косметологии и мыловарении.
       Лечебные свойства календулы. Можно составить целый список полезных свойств календулы. Среди них нормализация давления, желчегонное и болеутоляющее действие. Она уменьшает рост опухолей, очищает печень, останавливает кровь и уменьшает отеки. Очень полезна для сердца и имеет еще целый ряд других показаний.
 Русское название ноготок объясняет сказка.
 
   Давным-давно в бедной семье родился мальчик. Назвали его Заморышем, потому что был он слабым и болезненным. Когда он вырос, отправился за тридевять земель уму-разуму набраться. Вскоре пронесся слух, что объявился человек, который лечит не заговорами, не ворожбой, а целебными напитками. Люди стали лечиться у Заморыша (это был он), а к старой ворожее никто не шел. Решила ворожея отравить лекаря, поднесла кубок вина с зельем. Заморыш выпил вино, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с левой руки под окном коварной ворожеи. Выполнили его просьбу. Вырос на том месте золотистый цветок, который люди назвали ноготком. И лечит цветок-ноготок людей от многих болезней, и слава о чудесах цветка-ноготка по всему миру идет.

   Я   решил  изучить особенности строения цветка. Мама показала  мне цветок (объект исследования), растущий в горшке. После осмотра цветка, я смог рассказать строение цветка, показывая еще раз каждую часть растения: корень, стебель, листья. Мама помогла мне зарисовать цветок:
    И так я начал своё исследование с посадки календулы в комнатный горшок.
   Для того чтобы вырастить календулу мне понадобится:
·  цветочный горшок среднего размера.
· плодородная почва для выращивания цветов ( почва с огорода)
· дренаж, у меня гравий
· семена календулы
Если семена присыпать землёй и полить, они сначала набухнут. Затем появится  маленький корешок, который растет вниз. Из- под земли пробиваются два первых листочка, называются «семядолями», и растение начинается тянуться вверх.                        
   На рисунке я изобразил, как прорастает боб:


Дата высадки -22.02.2015г.
   После посадки я полил цветок водой комнатной температуры и поставил в теплое место.

На 5 день я заметил появившиеся из земли росточки, и поставил горшок с календулой на подоконник на солнечной стороне дома.Из всех посаженных семян взошли пока только 2.


Через 5 дней листочки подросли и показался третий маленький листок.


Теперь у каждого растения календулы по 3 , а то и 4 больших и одному маленькому листочку. Наблюдая в течении дня я заменил, что листики  поворачиваются по направлению к солнцу.



Вывод:

    Я узнал о многообразии лекарственных растений, о том, что они могут расти не только в лесах, на лугах, но и у нас в домах и садах. Мне удалось в зимнее время вырастить дома на подоконнике однолетнее растение - календулу лекарственную (ноготки), которое обычно выращивают в цветниках в тёплое время года. Смог вести наблюдение за ростом цветка, тем самым ещё раз удостоверился , что растениям как и людям необходим свет, тепло и вода для
нормального роста.

Список используемой литературы:



1.                  «Растения моя первая энциклопедия» Филипп Шювер и Дэн Гризвуд.Редактор: Ирина Копылова.

2.                «Календула – золотые цветки здоровья» Крылов, Н. А. Башкирцева Санкт-Петербург, 2008г.

3.                «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» А.А. Плешкова,А.А.Румянцев,Москва «Просвещение» 2012г.

4.                Энциклопедия народной медицины.Редактор-составитель Ф.Безрук.

Демонстрируемый продуктвырощенный цветок календулы.



Исследовательская  работа
(главное отличие исследовательской работы от проектной деятельности - обязательное наличие собственных опытов, которые предоставляются в готовом виде или выполняются во время защиты исследовательской работы)

СТРУКТУРА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ
Каждая работа - это совокупность отдельных, но взаимосвязанных компонентов, и следовательно структура представляет собой одно целое состоящее из многих частей.
Структура:
- Титульный лист
- Содержание
- Введение
- Практическая часть
- Заключение
- Список источников по литературе
- Приложение (если есть)
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Введение
Актуальность исследования. Актуальность-необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.
Проблема исследования [Формулировка проблемы как противоречия (как неразрешенной задачи)].
Объект и предмет исследования.
Цель(и) исследования. Цель формулируется как результат, который предполагается получить – установить связь между...; доказать, что...; обосновать тезис о том, что...; создать...; и т.п.
Что я хочу исследовать?
Задача(и) исследования (то, что нужно сделать, чтобы достичь целей исследования).
Гипотеза исследования (я предполагаю, что…….). Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана.
Методы исследования (анализ литературы, классификация, систематизация, обобщение, эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности и т.п.).
Практическая часть
Содержательная часть исследования, содержащая: аргументированные опыты в пользу доказательства/опровержения гипотезы; личностное отношение к содержанию исследования (установленным фактам, закономерностям, связям и т.п.).
Заключение
Обобщение аргументов, формулировка выводов, подтверждающих/опровергающих гипотезу. Выводы свидетельствуют о достижении целей исследования и решении его задач.
Список использованной литературы
Список использованных источников, оформленный по правилам библиографии.
Приложение
Фотографии, графики, анкеты и т. д.

ОБРАЗЦЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

№ 1.


 «Как из семени фасоли развивается растение»

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение
2-3
Глава 1. «Смотри, какие у меня фасолинки: лакированные, пестрые, разноцветные, даже черные»
4
1.1. Внешний вид фасоли
4
1.2. История фасоли
4
Глава 2. «Витаминов и полезных веществ, а самое главное, чудесного белка в фасоли — видимо-невидимо»
5
2.1. Витамины и минералы фасоли
5
Глава 3. «По качеству он не хуже белка диетических куриных яиц, и поэтому фасоль рекомендуют даже больным диабетом»
5
3.1Лечебные свойства фасоли
5
Глава 4. «Однажды нас чуть не погубила жара. Как только температура снизилась, из наших цветочков появились крупные бобы»
5
4.1 Проращивания семени
6
Глава 5. Исследовательская часть. «Мой стручок был самым огромным, не меньше пятнадцати сантиметров, и я рос в нем не по дням, а по часам»
6
5.1 Методы исследования: проведение опыта, наблюдение
7
5.2 Этапы исследования
7-8
5.3 Результат
8
Заключение
8-9
Список литературы и источники информации
Приложение
10
11-15

ВВЕДЕНИЕ
Наверное, нет такого человека, который бы не знал ничего о таком растении как фасоль? Однажды, готовясь к уроку внеклассного чтения, я познакомилась с авторской сказкой А. Лопатина, М. Скребцова «Поющая фасолинка». В сказке оказалось много интересной информации, и я решила проверить, что в этой сказке правда о фасоли, а что ложь.
Актуальность данной работы заключается в следующем. Фасоль издавна заслужила в народе славу отличного продукта и целебного средства.
По мнению диетологов бобовые входят в список 10-ти самых полезных для здоровья продуктов. Фасоль пригодна для диабетического питания и разгрузочных диет.
Люди древних цивилизаций не только питались ею, но и с успехом использовали в косметических целях: делали с ней омолаживающие маски и использовали для изготовления пудры. Сама прекрасная Клеопатра уважала свойства фасоли, и любила делать с ней маски для кожи лица.
А каким образом она попала на стол? Как ее вырастить? Эти и другие вопросы часто задают начинающие огородники. Конечно, со временем у каждого начинающего огородника приобретается личный опыт. Такой опыт решила приобрести и я.
Гипотеза исследования.
Предполагаю, что в результате исследования я узнаю, как развивается фасоль и узнаю о пользе этого растения.
Предмет исследованиясемя фасоли
Цель исследования: проверить информацию о фасоли, данную в сказке и сравнить ее с научной теорией.
Основные задачи, решаемые в ходе работы над проектом:
-изучить литературу, материалы в сети Интернет, узнать у взрослых, изучить статьи по теме в журналах, газетах;
- соотнести полученную информацию с информацией из сказки;
-выяснить условия выращивания фасоли;
-провести наблюдения за развитием растения, зафиксировать результаты и сделать выводы;
Ожидаемые результаты:
1.Овладение практическими навыками выращивания фасоли;
2.Получение начальных знаний огородника, умений выращивания бобовых растений;
3.Получение зрелого продукта
Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, помощь маме в приготовлении кулинарного блюда, в состав которого входит фасоль


ГЛАВА 1.
«Смотри, какие у меня фасолинки: лакированные, пестрые, разноцветные, даже черные»
«Смотри, какие у меня фасолинки: лакированные, пестрые, разноцветные, даже черные. Ими играть можно, словно камешками», - говорит герой сказки. Мне предстояло изучить внешний вид фасоли.
1.1. Внешний вид фасоли.
На кухне в баночках для круп я нашла фасоль, она была белого цвета. Спросила у мамы: «А фасоль бывает другого цвета?» Чтобы узнать ответ на этот вопрос мы отправились в магазин. Удивительно, но в сказке написана правда о семенах фасоли. Фасоль бывает и красная, и белая, и пестрая, черная. Семя фасоли твердое, блестящее и я попробовала поиграть им, как камешками, удалось даже пожанглировать семенами. А бабушка предложила мне использовать фасоль вместо игровых фишек. И я решила узнать историю фасоли.
1.2. История фасоли
Фасоль была распространенным продуктом питания с античных времен. В России фасоль появилась не так давно – в XVI веке, привезена она была из Франции и Турции. Интересно, что изначально фасоль называлась бобами и выращивалась лишь в декоративных целях. Как овощную культуру фасоль начали возделывать только в XVIII столетии.
В украинской кухне фасоль издавна используется для приготовления борщей, винегретов, приправ к мясным блюдам и т.д. Во всем мире культивируется около 20 видов фасоли, самой распространенной является фасоль обыкновенная. В пищу употребляются зрелые семена (бобы) и зеленые стручки (стручковая фасоль).


ГЛАВА 2
«Витаминов и полезных веществ, а самое главное, чудесного белка в фасоли — видимо-невидимо»
2.1 Витамины и минералы фасоли
Фасоль содержит большое количество крахмала и других углеводов, белков. В состав фасоли входит богатый набор витаминов. Фасоль, как пищевой продукт, универсальна. В фасоли содержатся практически все минералы и вещества, необходимые для нормальной жизни, которые легко усваиваются организмом (75%) белки, по количеству которых плоды фасоли близки к мясу и рыбе, различные кислоты, каротин, витамины: С, B1, В2, В6, РР, множество макро- и микроэлементов (особенно меди, цинка, калия). Фасоль, особенно богата серой, которая необходима при кишечных инфекциях, ревматизме, кожных заболеваниях, болезни бронхов. В составе фасоли много железа. Наличие железа способствует образованию эритроцитов, притоку кислорода к клеткам, повышает сопротивляемость организма к инфекциям.

ГЛАВА 3
«По качеству он не хуже белка диетических куриных яиц, и поэтому фасоль рекомендуют даже больным диабетом»
3.1Лечебные свойства фасоли
Фасоль обладает успокаивающими свойствами, так, употребление в пищу фасолевых блюд, оказывает благотворное действие на нервную систему, обеспечивает спокойствие и благодушие. Фасоль известна как лечебный продукт. Ее используют в народной и традиционной медицине для лечения сахарного диабета, воспалительных заболеваний почек и мочевого пузыря, мочекаменной болезни. Экстракты из стручков фасоли и шелухи бобов являются мощным средством, снижающим содержание сахара в крови. Настойка из шелухи фасоли имеет антибиотические свойства. Еще в древнем Риме фасолевую муку использовали как эффективное косметическое средство для отбеливания кожи лица, лечения некоторых кожных заболеваний

ГЛАВА 4
«Однажды нас чуть не погубила жара. Как только температура снизилась, из наших цветочков появились крупные бобы».
Так продолжает свой рассказ герой сказки. Чтобы проверить это мне пришлось изучить условия проращивания семени.
4.1 Проращивания семени.
Ученые говорят, что семена обладают способностью к прорастанию (всхожестью). Попав в благоприятные условия, семена прорастают и дают жизнь новому растению.
Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.
Вода, проникнув в семя, вызывает его набухание. Кроме воды важнейшим условием прорастания семян являются его питательные вещества, которые находятся в семени растения. Без поглощения питательных веществ, запасенных в семени, зародыш растения не способен развиться и прорасти.
Зародыш растущего растеньица, поглощает питательные вещества, энергично осуществляет в своих клетках обмен веществ. При этом его клетки активно дышат, поглощают кислород и выделяют углекислый газ и тепло. Недостаток кислорода в воздухе, тем более его отсутствие, вызывает гибель зародыша.
Условия необходимые для прорастания семян: вода, кислород воздуха, температура и запасные питательные вещества в семени. Стремясь вырастить растения, человек создает свои условия, необходимые для прорастания семян. Чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева семян и глубину их заделки в почву.


ГЛАВА 5
Исследовательская часть. «Мой стручок был самым огромным, не меньше пятнадцати сантиметров, и я рос в нем не по дням, а по часам»Чтобы проверить эти слова героя сказки, я решила прорастить фасоль.
5.1 Методы исследования: проведение опыта, наблюдение, измерение, фотографирование.
Интересно, как же происходит развитие растения из семени? В учебнике Окружающий мир я рассмотрела иллюстрации с этапами развития растения, узнала об изменениях в растении. И мне очень захотелось самой увидеть, как и где у семени без почвы появляется корешок, и первый листок, после высадки растения в грунт. Пронаблюдать за развитием растения и своими наблюдениями поделиться с одноклассниками.
5.2 Практическая часть.
Для достижения своей цели я провела опыт и проводила наблюдения за изменениями у растения.
15.09.2012
Я положила семя на мокрую тряпочку, завернула в нее фасоль.


15.09.2012,
18.09.2012
Затем обернула целлофаном и положила в теплое место.

Через 3 дня кожица у семени лопнула. С каждым днем корешок становился все больше.
20.09.2012
25.09.2012
Проращивание семян осуществлялось при температуре 20–22 °С.

Я посадила пророщенную фасоль в горшок с землей и поставила в теплое и светлое место. Я поливала землю водой, и через 5 дней появился росток
28.09.2012


А через 3 дня у ростка появились листочки, а ещё через несколько дней у стебля появились веточки, затем на них появились листики

5.3 «Фасоль забот требует: под нее почву надо хорошенько вскопать, а как только всходы появятся, постоянно рыхлить и пропалывать».
Продолжал рассказывать герой сказки. Я поступила так, как он советовал.
5.4 Результат.
15.10.2012 г. на растении появились почки.
22.10.2012 г. фасоль расцвела белыми цветами.
27.10.2012 г. из цветов появилась фасоль.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наблюдая за развитием и роста растения (появление корешка) при благоприятных условиях тепла, света, влаги произошло без почвы, за счет тех питательных веществ, которые находятся в самом семени. Значит, питательные вещества играют большую роль в развитии растения. Зародыш в начале развития питается веществами, находящимися в клетках самого зародыша.
Размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени: чем больше веществ, тем крупнее проросток.
В результате моего исследования, мне удалось доказать, что информация о фасоли в сказке соответствует действительности.
Теперь я знаю, как помочь маме приготовить питательный салат, в состав которого входит фасоль.
Могу дать совет одноклассникам, что необходимо сделать, чтобы фасоль принесла богатый урожай.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Г.Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир 1 класс, Москва, «Астрель»,2012
2.    http://daryzemliskazki.ru/vegetarianskoe-korolevstvo/pojuxhaja-fasolinka.htmlА. Лопатина, М. Скребцова «Поющая фасолинка».

№ 2.

Почему в хлебе столько дырочек?
ВВЕДЕНИЕ
Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Мне всегда было интересно, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: Почему в хлебе столько дырочек? 


Я обратился с этим вопросом к маме, и узнал, что дырочки в хлебе это «работа» дрожжей – вещества из микроскопических грибков, вызывающих брожение. Благодаря им тесто поднимается в два раза.
  Мне стало интересно узнать, что это – дрожжи. Поэтому я поставил следующую цель моей работы: узнать, что с собой представляют дрожжи, какие имеют виды, свойства, какая польза от них, применение.
Задачи:
1.     Узнать подробно, что же это такое – дрожжи;
2.     Узнать какие дрожжи бывают;
3.     Узнать, полезны ли дрожжи, или вредны;
4.     Провести практический опыт, чтобы узнать свойства дрожжей;

ЧТО ТАКОЕ ДРОЖЖИ?
Человек сумел «приручить» дрожжи с глубокой древности, еще и не подозревая об их существовании. Например, напиток, похожий на современное пиво, был известен в Древнем Египте во II тысячелетии до нашей эры. Там же возник способ приготовления хлеба из кислого дрожжевого теста. В Китае 3 тысячи лет назад отгоняли спирт из дрожжевой бражки, получая крепкие спиртные напитки. Все это время люди думали, что брожение возникает само собой или по волшебству. Лишь в 1680 г. нидерландский натуралист Антони ван Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю бродящего пива, впервые увидел клетки дрожжей.  Он описал их в письме, адресованном в Королевское общество, и дал рисунок, на котором были видны почкующиеся круглые клетки, образующие скопления.
И только в 1857 году великий французский микробиолог Луи Пастер доказал: что дрожжи и процесс брожения очень тесно связаны между собой. Характерной особенностью дрожжей является их способность производить спиртовое брожение сахара, при котором происходит разложение сахара на этиловый спирт и углекислый газ.

Так начиналось изучение дрожжей, и люди постепенно узнали о микроорганизмах.
Дрожжи — это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат семейству грибов. Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий.
Немногие знают, что приготовляя и тесто, и вино, и пиво, и квас, используют только один вид дрожжей – сахарный гриб, или сахаромицеты.  В природе эти дрожжи чаще всего можно встретить на сладких плодах и ягодах. Почти все дрожжи – настоящие «сладкоежки». Фрукты  и ягоды, цветочный нектар, сладкий березовый сок, сочные части растений  излюбленные места их обитания. А вот в почве или в разлагающейся древесине их мало. Есть среди дрожжей и опасные для человека виды, вызывающие серьезные заболевания.
Лечебные и пищевые достоинства дрожжей, как пекарских, так и пивных, не нуждаются в рекоменда­ции.
Они содержат:
1.     Витамины  группы B,
2.     эстергол (провитамин D),
3.     углеводы,
4.     белки
5.     некоторое количество жиров.
6.     Кроме того, огромное количество минеральных связей, очень нужных нам микроэлементов, например, хром и селен.

Белки дрожжей по качеству близки к белкам мяса, рыбы, молока и других продуктов животного происхождения. Особое значение приобре­тают дрожжи как ценнейший источник витаминов, прежде всего группы В. В дрожжах содержится эргостерол, который под воздействием ультрафиолетовых лучей переходит в витамин D, являющийся профилактическим и лечебным средством при ра­хите.
Виды дрожжей.
·        Хлебопекарные
·        Пивные
·        Винные
·        Кормовые
·        Чайный гриб
·        Патогенные

Дрожжи используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, квасоварении, в сельском хозяйстве, медицине и других производствах.
В хлебопечении используют хлебопекарные дрожжи. Они проводят спиртовое брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют «подниматься» тесто и после выпечки придают хлебу мягкость.

Для пивоварения используют зерно (ячмень). Ячмень измельчают и смешивают с водой и варят, а потом сбраживают дрожжами. Для квасоварения используют рожь.

Высушенные пивные дрожжи используют для производства лекарственных препаратов. Пивные дрожжи используют при гиповитаминозе витаминов группы В, нарушениях обмена веществ, фурункулезе и  т. д.
В последнее время эти грибы стали применять и во многих других производствах. Дрожжи выращивают на различных отходах и кормят ими сельскохозяйственных животных. Из дрожжей получают витамины и различные вещества для химической и медицинской промышленности. С помощью дрожжей из различного растительного сырья делают спирт. А это горючее, которым можно при необходимости заменять бензин в двигателях внутреннего сгорания.
Чайный гриб является ассоциацией дрожжей и уксуснокислых бактерий. Применяется для приготовления вкусного напитка.

Дрожжи приносят не только пользу, но и вред. Они могут стать причиной порчи пищевых продуктов, когда на поверхности продуктов образуется налет (например, на сыре или на мясе), перебродить соки, варенье.
Практическая часть
Опыт 1:
Цель: Выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения.
Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль.




Мы с мамой замесили тесто, разложили его в два горшочка. Один горшочек поставили в теплое место, поближе к батарее. Другой горшочек в холодное место.

Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме, поднялось. Тесто, стоявшее в холодном месте, тоже поднялось, но значительно меньше.



Вывод: Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

Опыт 2:

Цель: Влияет ли сахар на процесс брожения?
Продукты для опыта: вода, дрожжи, сахар.

Я налил в два стакана теплой воды. В каждый стакан положил по кусочку дрожжей. Все хорошенько перемешал. В один стакан добавил сахару. В другой стакан сахар не добавлял. И стал наблюдать за процессом брожения. 



 Через полчаса после смешивания в стакане с сахаром начался процесс брожения. Появились маленькие пузырьки углекислого газа. 



 На следующее утро в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался, на поверхности появилась пена маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый, винный запах. В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось, вода стала прозрачной, дрожжи в виде осадка лежали на дне.
Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким  способом  они  получают
энергию, необходимую  им  для  жизни. 

Заключение.
Изучив литературу, проделав практический опыт, пришел к выводу, что дрожжи – это одноклеточные грибы. Они используются в виноделии, пивоварении, хлебопечении, сельском хозяйстве, медицине.
Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.
Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким  способом  они  получают
энергию, необходимую  им  для  жизни. 

В ходе практического опыта я ответил на поставленный вопрос: Откуда в хлебе так много дырочек?

·        Дрожжи попадают в тесто
·        Грибки сразу принимаются за дело
·        Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит
·        В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.


Использованная литература.

1.     Биология (сост. З.А.Власова). – М.: Филолог. об-во "Слово", компания. ТКО АСТ, Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996 – 576с.
2.     Б.А. Введенский "Большая советская энциклопедия". 15 Второе издание 1952г.
3.     А.М. Прохоров "Советский энциклопедический словарь". Издание четвертое 1987г.
4.     Л. Ликум "Все обо всем" том 5 Москва 1995г.
5.     Детская энциклопедия «Почему и потому». Сост.О.Н.Корчагина. М., РОСМЭН-ПРЕСС,2005 г.
6.     Детская энциклопедия «Для ленивых». Альманах серии «Скажи мне, почему?». MASS MEDIA,1993 г.
7.     Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М. Премьера.Астрель.АСТ, 2007 г.
8.     Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой». М. «Педагогика Пресс», 1995 г.
9.     Большая энциклопедия открытий и изобретений. М. РОСМЭН, 2007 г.
10.                     Ликум А. Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М. Компания «Ключ –С», 1994г.
11.                     www.eda-server.ru
12.                     www.o-xlebe.com  
13.                     ru.wikipedia.org.
14.                     www.prohleb.ru

Для оформления портфолио учащегося:


 














2 комментария: